История DocDoc Дмитрия Петрухина началась с раздражения. Молодой компьютерщик в 2008 году организовал рекламное агентство, где одним из главных направлений было оказание промо-услуг медицинским учреждениям. «Знакомые непрестанно теребили меня — просили меня посоветовать им хорошего врача. Как-то за день я получил 12 просьб о помощи, терпение лопнуло, и я решил — пора зарабатывать на этом деньги», — вспоминает предприниматель.

.

 

Партнером в свой новый проект под названием «Инфодоктор» Петрухин пригласил Егора Руди, который к тому моменту два года являлся партнером созданного в 2005 году интернет-проекта по поиску репетиторов repetitor.info. Создавая Инфодоктор.ру (его запустили в июне 2011 года), предприниматели заимствовали технологию проекта Руди. Он адаптировал платформу repetitor.info под врачебный сервис и изменил дизайн сайта. Эта работа и была его вложением в «Инфодоктор». Основу клиентской базы нового ресурса составили более полусотни московских клиник, с которыми Петрухин работал еще руководя рекламным агентством. Сам он инвестировал в «Инфодоктор» 800 000 рублей.

Несмотря на финансовые возможности, наличие технологии и клиентской базы, альянс оказался недолгим — уже через три месяца после запуска партнеры поняли, что не находят общего языка («Слишком разные характеры», — говорит Петрухин) и решили разойтись. Петрухин продал свою долю Руди в «Инфодокторе» за 4 млн рублей. Большую разницу в цене «входа» и «выхода» предприниматель объясняет тем, что проект быстро доказал свою жизнеспособность. Руди, по его словам, не пожалел денег на выкуп доли, чтобы сохранить за собой технологии.

На полученные деньги Петрухин организовал клон «Инфодоктора» — сервис DocDoc. Полагая, что имеет моральное право на использование базы медицинских клиник доставшихся «Инфодоктору» от его рекламного агентства, Петрухин включил часть контактов в базу DocDoc.

Вскоре после запуска портала в январе 2012 года за основателем DocDoc закрепилось реноме плагиатора: публика решила, что идею и название Петрухин подсмотрел у американского портала по поиску врачей ZocDoc. Ресурс появился в 2007 году и к настоящему моменту привлек инвестиции в размере более $100 млн, половину этой суммы вложил в проект фонд Юрия Мильнера DST Global.

Петрухин утверждает, что ориентировался на американцев лишь внешне, но не по существу бизнеса. «Я помнил, что в Америке есть похожий проект ZocDoc. Мы тогда много доменов купили, хотели понять какой из них выстрелит. DocDoc был среди них», — объясняет он. Предприниматель признается, что использовал опыт американцев в интерфейсной части — анимации, цветовой гамме и отчасти — в структуре анкет.

Модель ZocDoc основана на абонентской плате, $250 в месяц, которую врачи платят за регистрацию на сайте. Доход DocDoc обеспечивают клиники, которые платят по 800 рублей за каждого пациента, пришедшего на прием, воспользовавшись информацией на портале. Учет визитов ведет колл-центр DocDoc — операторы опрашивают пациентов после посещения врача. Размер платежа выбран не случайно. Петрухин подсчитал, что один клиент обходится московской клинике в среднем в 1500 рублей (затраты на рекламу и поисковую оптимизацию). Чтобы иметь возможность демпинговать, полученную сумму он уменьшил почти вдвое.

«На мой взгляд, это самый бюджетный и эффективный способ продвижения клиники в интернете — не нужно платить за холостые клики. А поскольку DocDoc поддерживает обратную связь с пациентами, то у нас есть возможность быстро исправлять недочеты в работе, как говорится, делать тюнинг», — говорит один из первых клиентов DocDoc, главный врач клиники «Викимед» Роман Юдин.

За что клиники платят деньги DocDoc и чем он интересен пациентам? Ресурс составляет рейтинги врачей, которые помогают потенциальному клиенту сориентироваться в выборе специалиста. При расчетах учитываются образование и опыт работы, отзывы посетивших его клиентов и отзывы страховых компаний о качестве работы врачей.

Петрухину пришлось выстоять под шквалом критики со стороны некоторых врачей, которые считали несправедливым принципы составления рейтинга. Главный врач сети клиник «Меди» Тамаз Мчедлидзе считает, что DocDoc правильно ставит акцент на личности врача при продвижении клиники. По его мнению, при составлении рейтинга нужно также учитывать условия, которые предлагает клиника и мнение о врачах их коллег. «Я бы сделал двухсервисный сайт — первый вариант, когда платит врач или клиника, второй, более подробный, когда платит посетитель сайта», — говорит врач.

DocDoc — не единственный последователь американского ZocDoc. Кроме него и первого проекта Петрухина и Руди «Инфодоктор» в рунете работают «ДокторИнфо» (только в Москве), TimeToVisit (профиль — стоматология) и Med-Room. Последний, родом из Новосибирска, полностью автоматизировал процессы, не имеет колл-центра и представлен сейчас в 15 городах-миллионниках.

Когда через полгода после запуска на DocDoc было зарегистрировано 720 врачей, а ежемесячное количество обращений пациентов приближалось к 900, ресурсом Петрухина заинтересовались инвесторы. Управляющий партнер венчурного фонда Aurora Venture Capital Всеволод Тополянский предложил вложить в DocDoc $1 млн в обмен на долю в проекте, размер которой стороны не раскрывают. Петрухин согласился и через две недели партнеры оформили альянс. Деньги, полученные от инвесторов, Петрухин направил на открытие филиала в Петербурге, сейчас там зарегистрировано 250 врачей, а также на разработку системы поиска врача с учетом местоположения клиники и создание онлайн-расписания приема специалистов.

Если с финансированием дела шли гладко, то с контрагентами наладить работу получилось не сразу. Поначалу менеджеры DocDoc не обращали внимания на задержки и неплатежи со стороны клиник. И только через несколько месяцев, когда стало ясно, что дело не движется, нарушителей стали отключать от сервиса. Ситуация немедленно наладилась. Теперь с большинством клиник DocDoc работает только по предоплате. Еще одна проблема, с которой столкнулся Петрухин — качество работы регистратуры в партнерских клиниках. Клиенту часто приходится несколько минут ждать ответа оператора в медицинском учреждении, а в расписании работы часто случаются ошибки.

Однако эти трудности не помешали сервису расти. В первом квартале 2013 года, то есть через год после запуска, оборот DocDoc составил 3 млн рублей — вдвое больше, чем в последнем квартале 2012 года. По итогам второго квартала Петрухин рассчитывает выйти на операционную окупаемость с выручкой около 5 млн рублей. В январе 2013 к услугам DocDoc обратились 4600 человек (врача посетили примерно 30%), в феврале — на треть больше. Сейчас DocDoc ежедневно направляет в клиники около 300 человек.

По данным Федеральной службы государственной статистики в России в 2012 году работало более 29 000 медицинских учреждений (из них 2400 — частные), а общее число врачей в стране превышает 700 000 человек. В базе DocDoc числится пока всего 2500 специалистов. Даже с учетом растущих конкурентов перспективы почти не ограничены.

Источник: Forbes.ru