Частная компания сможет получить от государства в собственность объекты инфраструктуры — это следует из новой версии закона о государственно-частном партнерстве.
.
 
Рейтинг готовности регионов к ГЧП составлялся, чтобы определить идеального публичного партнера. Оценивались три группы показателей: опыт (количество проектов, их структура и стадия реализации); институциональная база (наличие законодательства о ГЧП, целевых расходов бюджета, программы развития ГЧП и профильного ведомства); общая инвестиционная привлекательность региона (кредитный рейтинг).
Частные инвесторы смогут заключать с государством разные виды соглашений о государственно-частном партнерстве (ГЧП), а не только концессионные, следует из законопроекта «Об основах государственно-частного партнерства» (копия есть у «Ведомостей»). Документ уже отправлен в государственное правовое управление, а 7 марта должен рассматриваться на заседании правительства, сообщил представитель Минэкономразвития.
Предполагалось, что закон о ГЧП будет регулировать только региональные проекты, в такой редакции он первоначально вносился в правительство. Минэкономразвития хотело в федеральном законе определить полномочия местных властей, а также требования к региональному законодательству о ГЧП.
Минюст в своих замечаниях (также есть у «Ведомостей») указал, что нельзя давать возможность заключать соглашения о ГЧП только регионам — это нарушение конституционного принципа единого экономического пространства. Поэтому решено предусмотреть регулирование и для проектов федерального уровня, объясняет замминистра экономического развития Сергей Беляков. Это означает, что на федеральном уровне появится возможность заключать не только концессионные соглашения, но и другие виды контрактов по ГЧП, добавляет он. 
Сейчас если компания подписывает с государством концессионное соглашение, объект не может быть передан в собственность частнику или стать залогом по кредиту, а конкурсная процедура должна соответствовать нормам закона о концессиях или о госзакупках. Первый вице-премьер Игорь Шувалов считает необходимым постепенно снимать эти ограничения, говорит представитель его секретариата.
Концессии привлекательны лишь в проектах, где гарантирован платежеспособный спрос, а значит, и стабильный денежный поток, замечает менеджер международной компании, занимающейся ГЧП в России. Например, на основе закона о концессиях заключено соглашение о строительстве и эксплуатации участка платной трассы Москва — Санкт-Петербург с 15-го по 58-й км. Концессия будет применяться и при реконструкции 63-й городской больницы в Москве, окупить вложения частник должен, предоставляя платные медицинские услуги (в том числе до 30% — по тарифам ОМС), но срок окупаемости возрастает до 10 лет, подсчитывал гендиректор «Медицина Альфастрахования» Кирилл Каем. В результате на конкурс поступила всего одна заявка — от Европейского медицинского центра. Концессия ближе к простому договору аренды, замечает бизнесмен, участвующий в проектах ГЧП.
В большинстве случаев бизнесу интереснее другие формы, например контракт жизненного цикла (на федеральном уровне сейчас возможен только в автодорожной инфраструктуре. — «Ведомости»), продолжает бизнесмен: эксплуатационный платеж гарантирует возврат инвестиций. До конца года Росавтодор планирует выставить на конкурс контракт на строительство и эксплуатацию моста через Лену — предполагается, что частник построит и будет содержать объект, а государство будет регулярно перечислять ему платежи, чтобы возместить инвестиции и эксплуатационные затраты, об интересе к проекту уже заявляли несколько крупнейших игроков: «Трансстрой», СК «Мост», НПО «Мостовик».
Конкретные механизмы разных видов ГЧП можно будет описать в других нормативных актах, объясняет федеральный чиновник. Обсуждается их использование для объектов коммунальной инфраструктуры, добавляет он.
Главное — чтобы в законодательстве о ГЧП не было исчерпывающего перечня механизмов, замечает партнер Ernst & Young Александр Ерофеев, иначе частный партнер все равно столкнется с ограничениями. Должна быть возможность выбирать из широкого спектра инструментов в зависимости от рисков, которые готов на себя брать частный партнер, указывает партнер Legal Capital Partners Юрий Туктаров. Например, инвестор может брать на себя только проектирование и строительство объекта или заодно и его обслуживание либо еще более широкие обязательства.
«Лучше, чтобы было разнообразие, хотя новые формы скорее всего будут приживаться с трудом», — осторожен гендиректор «Петросоюзстроя» и разработчик проектов в форме ГЧП Евгений Кузьмин. Концессии использовались в России еще до революции, такие соглашения дают частному партнеру минимальные права, объясняет он. «Чтобы ГЧП заработало, государство должно научиться признавать себя такой же стороной права, как все», — резюмирует он.
 
Источник: Ведомости