Счетная палата указала Минздраву на резервы экономии средств ОМС
Аудит расходов средств ОМС выявил необоснованные траты на выполнение медработниками задач, не имеющих отношения к непосредственному оказанию медицинской помощи. А ряд медучреждений в регионах платит слишком много административно-управленческому персоналу.
Средства ОМС могут расходоваться более результативно и эффективно, полагает Счетная палата. Одним из резервов экономии может стать снижение трудозатрат медработников на выполнение задач, не имеющих отношения к непосредственному оказанию медицинской помощи, говорится в опубликованном 30 апреля отчете контрольного ведомства.
Оценивалась эффективность использования средств ОМС медорганизациями в 2021-2023 годах. Как выяснили аудиторы, в том числе ряда региональных контрольно-счетных палат, в среднем на немедицинские задачи (составление отчетов, ведение статистического учета, организацию перевозки пациентов, запись на консультации в другие учреждения и т.д.) врачи в зависимости от субъекта тратят от 2 до 50% своего рабочего времени. В среднем доля таких трудозатрат составляет 18,4%. Счетная палата оценила среднюю стоимость рабочего времени, уходящего у врачей на немедицинские функции, в 179 млрд руб.
Аналогичная ситуация наблюдается по среднему медперсоналу. Несмотря на дефицит специалистов этой категории, в медорганизациях сохраняется практика их привлечения к немедицинским задачам, например, к работе в архиве или регистратуре. По данным статистики, в 2023 году в России немедицинские обязанности выполняли свыше 17 тыс. средних медработников.
Также аудит выявил, что в ряде медорганизаций фонд оплаты труда административно-управленческого и прочего персонала превышает рекомендованную долю в 40% от общего ФОТ. Согласно расчетам контрольного ведомства, здесь потенциальная экономия может составить 318,7 млн руб.
В 2025 году на обеспечение системы ОМС государство планирует потратить почти 4,5 трлн руб. Это на 15,4% больше, чем в прошлом году, писал «МВ».
Еще один резерв — расходы на медицинское оборудование. Аудит выявил факты приобретения за счет средств ОМС дорогостоящей медтехники (свыше 1 млн руб.) в операционную аренду. При этом в ряде случаев стоимость такой аренды превышала стоимость самого оборудования, а отдельные договоры предусматривали по истечении срока аренды передачу оборудования в собственность медорганизации по договору пожертвования.
Кроме того, анализ показал, что закупленное дорогостоящее оборудование использовалось медорганизациями для оказания платных услуг, при этом расходы на его ремонт и обслуживание осуществлялись преимущественно за счет средств ОМС. По оценкам Счетной палаты, пропорциональное распределение источников финансирования (средства ОМС и доходы от платной деятельности) для покрытия расходов на обслуживание и ремонт оборудования позволило бы сэкономить 17,8% от общих расходов средств ОМС на эти цели.
По результатам экспертно-аналитического мероприятия Счетная палата предложила правительству поручить Минздраву, в частности, рассмотреть вопросы о внедрении в способы оплаты медпомощи механизмов финансовой мотивации для медорганизаций, показывающих лучшие результаты по экономности использования средств ОМС, а также по установлению в Правилах ОМС ограничения на предельный размер увеличения объемов финансового обеспечения медорганизации в течение года в отсутствие соответствующего роста объемов оказания помощи.
Кроме того, по мнению аудиторов, ведомство могло бы разработать методические рекомендации по установлению показателей результативности деятельности для медорганизаций, оказывающих специализированную и скорую помощь, и рассмотреть вопрос о централизации экономических служб медорганизаций в субъектах по аналогии с реализуемыми проектами по централизованной бухгалтерии.
Результаты мероприятия по оценке условий оплаты труда медработников предлагается учесть при реализации пилотных проектов по новой модели оплаты труда в здравоохранении.
Реализовать эти мероприятия предлагалось до 1 мая 2025 года. Информации о принятых мерах в отчете нет.
МВ