Центральной экономической конференцией минувшей недели можно смело назвать четвертый по счету Гайдаровского форум, который в этом году проходит под девизом: «Россия и мир: устойчивое развитие». Гайдаровский форум-20014 посетили В рамках «российского Давосского форума», как его иногда именуют, прошел экспертный круглый стол «Эффективное здравоохранение: инструменты для развития государственно-частного партнерства», в котором приняли участие министр здравоохранения Российской Федерации Вероника Скворцова, заместитель министра экономического развития РФ Сергей Беляков, представители региональных минздравов, члены администраций, эксперты, представители зарубежных и российских фармкомпаний.
По окончании мероприятия корреспонденты Российского агентства медико-социальной информации АМИ попросили прокомментировать его итоги Сергея Белякова, который в своем выступлении подробно остановился на наиболее перспективных путях привлечения частных денег в социально ориентированные отрасли, в том числе на работе над новым законом «О государственно-частном партнерстве».

- Сергей Юрьевич, очень важным вопросом является разработка законопроекта о государственно-частным партнерстве. Насколько продвинулась работа над документом и когда, по-вашему, он может быть принят?

- На наш взгляд, закон о государственно-частном партнерстве готов ко второму чтению. Сейчас он находится в Государственной Думе. К нему были поправки депутатов, мы их все рассмотрели и высказали свою позицию по ним. Мне кажется, мы продвинулись до такой стадии, что законопроект, на наш взгляд, готов к принятию во втором чтении.

Закон должен был быть принят еще в осеннюю сессию, но надеюсь, что в весеннюю сессию он будет принят.

Это важный закон, сделанный не формально для галочки. Он поможет реализовывать проекты по создании. инфраструктуры транспортной, инфраструктуры социальной, в том числе и инфраструктуры, связанной с оказанием услуг в сфере здравоохранения.

Поэтому все мы в нем заинтересованы: в первую очередь – население, государство на разных уровнях власти, ну и, конечно, частные инвесторы, которые готовы реализовывать  инвестиционные проекты, вкладывать деньги. Для них этот закон крайне необходим.

- Как вы думаете, могут ли возникнуть какие-то трудности при прохождении законопроекта в Госдуме?

- Могут. Законопроект создает нетипичные для Российской Федерации правовые условия реализации соглашения между публичной стороной и частной стороной. Поэтому это некое такое инородное тело для правовой системы, которая существует сейчас в Российской Федерации. В нем допускается ряд изъятий – все эти процедуры очень жестко регламентированы. Мы понимаем, что это сложный вопрос и именно поэтому мы постарались все четко прописать. Но это – сложности, с которыми такие законы принимались во всех странах, где развивается частно-государственное партнерство,

Насколько я понимаю, альтернативы развивать или не развивать частно-государствнное партнерство в том числе в сфере здравоохранения у нас нет. Поэтому мы заинтересованы и будем всячески стараться обеспечить принятие этого закона как можно быстрее.

- Будут ли допущены зарубежные инвесторы к проектам ГЧП в России?

- Конечно.

- На опыт каких стран вы ориентируетесь, выстраивая модель государственно-частного партнерства в России?

- Если говорить вообще о ГЧП, то это в основном европейский опыт: скандинавские страны, Соединенные Штаты Америки. Если говорить о здравоохранении именно, как о специфической достаточно отрасли, то здесь – Великобритания и Швеция, которые являются пионерами в развитии частно-государственного партнерства в этой достаточно чувствительной области с точки зрения требований, которая публичная сторона выставляет частному инвестору не только на этапе строительства, но и на этапе эксплуатации объекта оказания медицинских услуг.

- В России создается какая-то особая модель?

- Нет, есть в мировой практике разные модели правового законодательного регулирования государственно частного партнерства. Мы взяли одну из них, очень известную в мире, постарались описать на уровне Федерального закона будущего общую концепцию частно-государственного партнерства: понятийный аппарат, полномочия властей разных уровней, то, как распределяются полномочия и зона ответственности часно-публичного образования, механизмы, гарантирующие интересы публичного партнера и частного партнера.

Этот законопроект нельзя назвать рамочным, в нем устанавливаются конкретные и детальные нормы. В развитие этого законопроекта должны быть приняты региональные законы субъектов Российской Федерации. Кроме того, ряд подзаконных актов надо принять совместно с другими министерствами и ведомствами.

- Зарубежные эксперты говорят, что в связи с мировым финансовым кризисом наметилось сокращение проектов ГЧП. Как вы видите ситуацию?

- Сейчас спад вообще в том, что касается инвестирования и ГЧП как один из инструментов привлечения частных денег, конечно, не исключение. Но если в мире наблюдается некий спад в ГЧП, то его у нас просто нет, поскольку отсутствует законодательство, и разработанный нами законопроект призван помочь привлечь эти средства.