Качество и доступность медицинской помощи за последний год снизились, к такому выводу пришли более 20% жителей Прикамья. Об этом свидетельствуют результаты опроса 400 человек, проведенного экспертами Общероссийского народного фронта в рамках исполнения поручений президента РФ Владимира Путина по итогам форума по здравоохранению ОНФ «За качественную и доступную медицину!».
 
Региональный штаб Народного фронта призывает главу региона больше внимания уделять сфере здравоохранения. Более половины опрошенных жителей Пермского края (69,3%) никаких изменений в плане качества и доступности медицинской помощи не почувствовали, 22,7% респондентов отмечают ее ухудшение. Улучшение качества медицинских услуг отметили лишь 8% опрошенных. Серьезные претензии у граждан имеются к доступности медучреждений. Для 20% респондентов доступность в последнее время ухудшилась, причем значительно – для 6,8% опрошенных.
Никакого изменения в плане доступности медучреждений в 2015 г. не заметили 69,3% опрошенных. Улучшение же в этой сфере отметили лишь 7,9%, значительное – 3,4%. В целом проблемы с доступностью медицинских учреждений испытывают более 40% людей. 11,3% респондентов могут доехать до них только на общественном транспорте, на автомобиле – 7%. У 6% опрошенных дорога к врачу вызывает серьезные затруднения. Для 75% граждан дорога к лечебному заведению составляет менее 30 минут.
Но почти 25% респондентов тратят на это от часа до полутора. Наибольшие трудности испытывают жители отдаленных населенных пунктов. Гораздо более остро, как показал мониторинг, в регионах стоит проблема дефицита врачей и медперсонала. О ней заявили более 88,6% опрошенных. Больше всего в регионах недостает узких специалистов, об этом сообщили почти 59% респондентов, а терапевтов – 16%.
Недостаток младшего медицинского персонала ощущают всего 9% пациентов. Опрос подтвердил и еще одну беду российского здравоохранения – не самое лучшее материально-техническое состояние ФАПов, поликлиник и стационаров. 28% опрошенных оценили его как «удовлетворительное» и только 10,2% – как «хорошее», 19,3% респондентов считают, что известным им медучреждениям необходим ремонт и обновление оборудования. Что же касается информационного обеспечения поликлиник, то и здесь требуется дальнейшее развитие. 20,4% граждан, ответивших на вопросы активистов ОНФ, записываются на прием, что называется, по старинке – лично через регистратуру, по телефону – 18,2% опрошенных. Используют для этого Интернет почти 20,4%.
Хотя предварительная запись призваны сокращать время ожидания приема к специалистам, в городской местности оно составляет около 40 минут, в сельской – 2 часа. Без записи на прием пациенты вынуждены ожидать в очереди в среднем два-три часа. Как показал мониторинг, заблаговременная запись к врачу действительно оправдывает себя. 39% опрошенных получали направление на прием прямо в день обращения и почти 17% – в течение трех дней. При этом более 30% граждан ожидали встречи с доктором в пределах недели и более, 4,5% пришлось более месяца ждать приема в медицинское учреждение, что говорит, скорее, об общем недостатке врачей в регионах, особенно специалистов узкого профиля, в частности врачей-кардиологов. Согласно мониторингу, 12% респондентов ждали приема больше 10 дней.
В Пермском крае сохраняются трудности с получением лекарств льготной категорией граждан. Об этом рассказали 17% жителей, большинство их них не смогли получить препарат из-за отсутствия его в аптеке. Ухудшение качества врачебной помощи повлияло на выбор граждан. 82% опрошенных обращались за платным предоставлением медицинских услуг из-за отсутствия очередей, удобства, более высокого качества обслуживания. 19% респондентов в качестве причины указали отсутствие возможности получить медпомощь в государственной медицинской организации. Мониторинг показал и недовольство граждан работой «скорой помощи». 47,7% считают, что качество и время прибытия бригады за последние два года не изменилось, ухудшения работы заметили 4,5%, 6,8% — улучшение. К 19% респондентам машина приезжала в течение 20 мин., 29,5% ждали медиков больше установленного стандартами срока, 9% опрошенных ожидали помощь больше часа, 5,6% — более двух часов. Качество работы фельдшеров «скорой помощи» остались довольны 29,5% пациентов, 22,7% считают, что бригада частично выполнила работу из-за отсутствия необходимых лекарственных препаратов и медицинского оборудования.
Особые трудности возникали с транспортировкой больного до кареты «скорой помощи», поскольку на вызов приехал только один врач. «Изменение в системе здравоохранения должны были привести к улучшению качества и доступности медицинской помощи для граждан. Мы видим, что этого не произошло. «Оптимизированы» только расходы на медицину. Одновременное сокращение финансирования как на скорую, так и на поликлиническую помощь, на фоне сокращения койко-мест ни к чему хорошему не приведет», — отметил руководитель регионального исполкома ОНФ в Пермском крае Евгений Симакин. Всего на вопросы о том, как изменились доступность и качество местной медицинской помощи за последний год, сократились ли сроки ее ожидания, улучшились ли возможности записи на прием и другие, ответили 400 человек. Мониторинг проводился с 11 по 21 марта 2016 г. как в медицинских учреждениях, так и вне их. 75% от общего количества опрошенных – горожане, остальные – сельские жители.
59i.ru