На сегодняшний день медицина считается одной из самых перспективных отраслей для инвестирования. Возможное снижение и перераспределение бюджетных средств и возрастающие социальные обязательства государства ведут к развитию новых форм взаимодействия власти и частного бизнеса. Какие сложности стоят перед рынком частных медицинских услуг и в чем бизнес видит опору для своих вложений, в интервью РБК-Петербург рассказал Арам Бекчян, председатель совета директоров ООО «Медицинская компания ЮНИКС»
 
Почему частные медицинские проекты не способны существовать без помощи государства? Какие вы видите барьеры, препятствующие развитию частной медицины?
Частные центры не могут существовать без плотного взаимодействия с государством и содействия с его стороны. Государство, выполняя свои социальные обязательства, должно делать медицину инвестиционно-привлекательной сферой. Выгоды от этого всем понятны и очевидны – население получает квалифицированную, доступную и высокотехнологичную медицинскую помощь, происходит своевременная диагностика заболеваний и так далее. Государство, в свою очередь, получает налоги и сокращает расходы.
Основная проблема в том, что для развития любого медицинского центра, частного или государственного, требуются достаточно существенные и долгосрочные вложения, а какие-либо гарантии возврата инвестиций, их сохранности на данный момент отсутствуют. В экономически развитых регионах, возможно, данные вопросы решаются наличием платежеспособного спроса со стороны населения, но в масштабах нашей большой страны единичные успешные примеры ситуацию с качеством и доступностью медицинских услуг не меняют. Именно партнерство государства и частных компаний — это то, что, по нашему мнению, способно кардинально изменить текущую ситуацию.
Какие направления на медицинском рынке вы считаете наиболее перспективными?
Ядерная медицина, ранняя диагностика и высокотехнологичные методы лечения на данный момент являются одними из наиболее перспективных. Достичь реального прорыва в этих направлениях можно при помощи государственно-частного партнерства.
К сожалению, успешно реализованных российских проектов в области медицины с привлечением частного капитала пока немного. Как правило, они небольшие и узконаправленные. Например, гемодиализные центры. В отсутствие закона о ГЧП игроки рынка, заинтересованные в реализации проектов, получают минимальные гарантии при максимальных требованиях. Инвестор зачастую не понимает, каким образом ему будет осуществлен возврат вложенных средств, ведь на сегодняшний момент закон об ОМС не дает возможность включить инвестиционную составляющую в стоимость услуги по базовой программе.
В чем минусы и плюсы нашей системы страхования ОМС? Как можно улучшить систему?
Существующие правила формирования тарифов ОМС, а также готовящиеся к ним поправки, порядок финансирования медицинской помощи из средств ФОМС, затрудняют участие частных компаний в оказании бесплатной медицинской помощи. Во-первых, структура тарифа ориентирована на уже оказываемые услуги государственными учреждениями и не учитывает новые методики лечения. Во-вторых, отсутствует стимулирование реинвестирования средств в модернизацию. В-третьих, не предусмотрена возможность частной компании получить прибыль. Последний момент, как известно, один из мощнейших стимулов повышения эффективности, который по факту в тарифы ОМС не включается вовсе. Безусловно, происходят и положительные изменения, как, например, введение одноканального финансирования.
Чего, по вашему, не хватает российским частным медицинским проектам, чтобы соответствовать европейскому качеству предоставления медицинских услуг?
В России есть хорошие врачи, медицинские учреждения, но не хватает навыков и опыта работы на новом оборудовании. Кадровый голод ощутим. Должна быть продуманная система адаптации специалистов. Вторая важная проблема, о которой мы говорили в самом начале: вопросы финансирования и государственных гарантий.
У вас есть проект ПЭТ-центра в Екатеринбурге, какие проекты планируете развивать?
Компания «ЮНИКС» уже несколько лет активно участвует в проектах ГЧП и планирует развивать это направление в дальнейшем. С 2011 года мы как ведущий медицинский интегратор в партнерстве с государством реализуем идею создания сети центров ядерной медицины. Так, уже к 2015-16 гг. в Уральском регионе планируются к реализации первые инвестиционные проекты, которые сделают доступной для жителей систему ранней диагностики и лечения онкологических и сердечно-сосудистых заболеваний на высоком современном уровне. Сейчас мы занимаемся проработкой проектов ГЧП еще в пяти регионах.
Сейчас вам интересен только российский рынок? Почему?
Как компания, которая выросла и окрепла на российском рынке, нам безусловно понятен и интересен бизнес здесь, в России. На большой территории нашей страны активно строятся и модернизируются медицинские учреждения, разумеется, нам это интересно и мы готовы делиться накопленным опытом. Нельзя не упомянуть и новый субъект федерации в составе РФ – Крым, который тоже входит в сферу наших бизнес-интересов.
РБК