По государственной программе "Развитие здравоохранения" поставлена задача - повысить качество медпомощи, которое в немалой степени зависит от качества профессионального образования. Одним из инструментов достижения цели должны стать симуляционные центры при медвузах и средних учебных заведениях, сообщает МВ.
До 2020 года их должно быть создано 80. Недавно первый центр подготовки и переподготовки среднего медицинского персонала открылся в столице. На роботах-симуляторах будут обучать медицинских сестер не только сложным манипуляциям, например кормлению больных через зонд, катетеризации мочевого пузыря, всех видов инъекций, но и процедурам ухода за взрослыми пациентами и детьми.

Схема обучения основана на принципе "делай как я". Преподаватель сначала демонстрирует медсестрам правильное выполнение манипуляций, после чего обучаемые повторяют их под видеозапись. Затем проводится полный разбор действий каждой сестры с обсуждением ошибок. Так закрепляется правильный алгоритм действий в каждой конкретной ситуации.

- Мы уверены, что такая подготовка позволяет не только повышать профессиональный уровень, но и обеспечивать безопасность пациентов, - говорит директор Высшей медицинской школы компании "Инвитро" Виталина Левашова. - По зарубежным данным, правильная и полная подготовка среднего медперсонала снижает внутрибольничную смертность на 10%.

Набор роботов для подготовки врачей значительно разнообразнее, сами они гораздо сложнее и позволяют формировать навыки диагностики и лечения - у них может изменяться ритм сердцебиения, они способны "разговаривать" с обучаемыми, рассказывая о своих ощущениях и переживаниях, имитировать реакции на воздействие. Управляет роботами с помощью специального пульта оператор, который действует синхронно с преподавателем.

В симуляционных центрах любые врачебные и сестринские манипуляции, будь то родовспоможение, педиатрия, кардиология или реанимация, производятся на реалистичных манекенах-роботах и настоящими инструментами. При необходимости в полной мере используется 3D-визуализация. Студент отрабатывает ориентацию в виртуальном пространстве, "ставит руку", а преподаватель контролирует, тестирует и направляет правильность действий.

В такой виртуальной операционной можно готовить хирургов, травматологов, гинекологов, урологов и специалистов любых других профилей. Подготовка практически означает самостоятельный допуск к больному, - сообщает издание.